В каком-то разговоре с одним юным коллегой всплыла тема интеллекта. На вопрос о том, а кто на фирме у нас самый умный? — я ответил, что сисадмин. «Как это так? — удивился коллега. — Он же доходяга с немытыми волосами!»
Я с этим стереотипом восприятия ума сталкиваюсь постоянно. В наших краях как-то принято интеллект человека связывать с его внешностью и манерами. Не с умением оперировать абстрактными категориями и способностью выявлять закономерности, а чисто с образом жизни. Например, сотрудники фирмы обычно считают самым умным человеком хозяина бизнеса, просто потому что у него много денег и власти. Причем, схема наших суждений опирается на навязанной когда-то обществу идее, что деньги — они всегда от ума. Мол, если ты такой умный, то почему, блин, не богатый.
Отсюда и наша привычка приписывать слабость собственного ума к т.н. гуманитарному типу мышления. Мол, я не секу в математике не из-за того, что у меня посредственный интеллект, а вот потому что гуманитарий, и ниипёт. Тем временем, никакой прямой связи между интеллектом и деньгами не наблюдается. Скорее наоборот, интеллектуально развитый человек способен выстраивать довольно точные прогнозы своей жизнедеятельности, а в бизнесе прогнозы упорно идут со знаком минус, ибо такова природа рыночной экономики — она кругом сопряжена с рисками. Поэтому бизнесом занимаются люди, склонные к авантюре, без каких-либо особых склонностей к интеллектуальной работе. Если таковой, конечно, не считать умение общаться с людьми и не бояться будущего.
И так выше по лесенке, от бизнесмена к чиновнику, от чиновника к президенту. В итоге, нашим миром правят не интеллектуалы, а пофигисты, не страшащиеся завтрашнего дня именно в силу собственной недалекости.
А интеллектуалы? А эти ребята загнаны в нишевые области типа «настрой мой айфон» и «создай для моего майбаха новый движок».
Posted on and Updated on